Сегодня пятница, 10 января
Меню
сайта
|
Информация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов (Программа "Доступная среда")
|
Постановка проблемы
|
Российское
законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об
образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на
образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении это создание
системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться
среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего
возраста не чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом
создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и
состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы образования
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в
последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных
образовательных учреждениях. Организация обучения детей-инвалидов в
обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства
позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные
учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и
обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует
формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов,
эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с
обществом.
По состоянию на начало 2010/2011 учебного года, в государственных и
муниципальных общеобразовательных учреждениях обучалось: в обычных
классах – 100,8 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья, в
коррекционных классах – 119,7 тыс. детей.
В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015
годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от
17 марта 2011 года № 175, планируется к 2016 году в 10 тысячах обычных
образовательных учреждений (20 процентов прогнозируемого общего
количества региональных и муниципальных образовательных учреждений)
создать необходимые условия для реализации индивидуальной программы
реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами
образования, включая безбарьерный доступ, оснащение специализированным
оборудованием и автотранспортом.
|
Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ
|
Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями
здоровья увеличивается. Социализация, обучение и развитие таких детей
происходят в специальных интернатах или на дому, практически
изолированно от общества.
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая
тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учебные
заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание
родителей закреплено законодательно.
Коренные социально-экономические преобразования в стране,
активизация социальной политики в направлении демократизации и
гуманизации общества, развитие национальной системы образования
обусловливают поиски поиски путей совершенствования организации,
содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей
с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и
развитие социально-активной личности, обладающей навыками
социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике.
Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная
инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной
реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого,
развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права,
доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута
для любого ребенка вне зависимости от его физических и других
возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том
числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и
их дидактическое наполнение, разработка программ
психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного
процесса.
В настоящее время наша школа вошла в федеральную программу
«Доступная среда». Программа «Доступная среда» предусматривает создание
условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих
нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» -
чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в
правах и возможностях от обычных детей.
В результате в ОУ созданы условия, гарантирующие возможность:
• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися;
• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с
ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая
работников школы и родителей (законных представителей);
• индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
• целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной
деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности
учреждений дополнительного образования детей;
• включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие
соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую
деятельность;
• использования в образовательном процессе современных научно
обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных
образовательным потребностям детей с ОВЗ;
|
Организационно-педагогическое обеспечение
|
Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение
образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего
инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса
должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование
взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого,
формирование у детей позитивной, социально направленной учебной
мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям
обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации
учебной работы (в рамках разработки ИОП),а также адаптация содержания
учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения
ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и
дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном
сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с
использованием интерактивных форм деятельности детей, организация
внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала
каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в
жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностей детей
способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной
деятельности.
|
Психолого-педагогическое сопровождение детей
|
Важную
роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными
возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии
(далее – ПМПК). В соответствии с Положением о
психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом
Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК
проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку
рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и
организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным
государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в
разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида,
оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям)
детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального
обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам
воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с
ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.
|
Кадровая обеспеченность инклюзивного образовательного процесса
|
Для успешной организации работы с детьми-инвалидами ОУ укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами. Педагогические работники прошли специальные курсы повышения квалификации обладают необходимыми знаниями в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.
|
Материально-техническое обеспечение
|
Создание
специальных образовательных условий в школе начинается с
материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное
и учебное пространство) и специальное оборудование. Изменены вход в
школу, внутреннее пространство, школьная столовая, классные кабинеты,
освещение, специальное оборудование (по необходимости), гигиенические
требования.
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение:
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации,
освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.);
• возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;
• санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей
ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ (наличие адекватно оборудованного
пространства школьного учреждения, рабочего места ребёнка и т.д.);
• пожарной и электробезопасности , с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ.
Формирование доступной среды в ОУ включает изменение архитектурной среды школы:
• на центральном входе установлен пандус;
• произведено соответствующее переоборудование санитарной зоны на 1 этаже;
|
Родителям
|
Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни.
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Включающее образование базируется на восьми принципах:
• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это не интеграция:
• Включение – это больше, чем интеграция.
• Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
• Специалисты приходят помогать детям.
• Обычные школы изменяются.
• Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
• Все молодые люди изучают историю инвалидного движения.
• Воспринимают человеческие различия как обычные.
• Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями.
• Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
• Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих.
|
Информационное обеспечение
|
Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя
• совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных,
коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых
образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование
жизненной компетенции, социализации и др.),
• культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ,
• компетентность участников образовательного процесса в решении
развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением
информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб
поддержки применения ИКТ.
|
Термины и определения, список сокращений.
|
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ОУ – образовательное учреждение
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ИОП – индивидуальная образовательная программа
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт
ТСО – технические средства обучения
СанПиН - Санитарные нормы и правила
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
ИОП – индивидуальная образовательная программа
|
|